Дени Дидро (1713-1784)
«Салонами» открывается целая эпоха в истории пластических искусств» — утверждал современный исследователь эстетических воззрений Д. Дидро. А ведь этот труд даже не всегда упоминается в ряду главных работ французского мыслителя— настолько обширно, разносторонне, воистину энциклопедично его наследие.
Ученый, писатель и публицист, организатор и один из ведущих авторов прославленной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», подготовившей умы к Великой французской революции, Дидро затронул почти все сферы культурной жизни своего времени. Литература, театр, живопись — лишь одна из многочисленных областей, которыми он занимался и как теоретик, и отчасти как практик—драматург, автор рисунков для статей в «Энциклопедии». И все же «Салоны» — изящные томики, выпускавшиеся с 1759 по 1781 год, с периодичностью в два года, что соответствовало периодичности парижских художественных выставок с этим названием, не затерялись в лавине его статей, философских трактатов, повестей, романов, пьес.
Издание, задуманное одним из соратников Дидро как обзор, информирующий публику, превратилось под его пером в цикл блестящих эссе, свободных по форме, доверительных по тону, разговорно-непринужденных, как дружеская беседа, и глубоких по мысли. Затрагивая главные проблемы не только в современном искусстве и эстетике, но и в общественной жизни, «Салоны» стали орудием пропаганды нового взгляда на мир, мировоззрения третьего сословия, стремившегося создать и свое искусство, вдохновленное демократической моралью. Глашатаем такой эстетики стал Дидро.
Сын провинциального ремесленника учился в иезуитском коллеже, готовясь к духовной карьере, но, обманув надежды родных, лишенный их поддержки, он круто меняет свою судьбу—едет в Париж, вступает на путь журналистики, борьбы, расплачиваясь за политическое и религиозное вольнодумство заточением в Венсенский замок (1749).
Из работы над английским переводом рождается грандиозная идея Энциклопедии, осуществлявшаяся Дидро при участии Д'Аламбера, Вольтера, Монтескье, Гольбаха с 1751 по 1780 год. Среди многочисленных статей, принадлежащих перу инициатора издания, и статья «Прекрасное» (1751), написанная Дени Дидро с позиций материализма. По мере выхода томов Энциклопедии, по мере появления блистательных литературных и философских работ авторитет Дидро укрепляется не только в кругу единомышленников. Он становится одним из властителей дум. В стремлении прослыть «просвещенной монархиней» Екатерина вступает в переписку с «модным» философом, приглашает его в Россию. Приехав в Петербург в 1773 году, философ удостаивается избрания в Императорскую Академию наук, Императорскую Академию художеств. Его портрет пишет лучший живописец России Д. Левицкий. (Вот только издавать переводы работ своего корреспондента и собеседника в России Екатерина не торопится.)
Идеолог буржуазной революции, просветитель-материалист, Дидро провозглашает, что искусство—«подражание природе», включая в понятие природы и общественную жизнь. Одна из основополагающих идей философии французского Просвещения— детерминизм—проникает и в его эстетику. Творчество художника обусловлено жизнью общества, не существует неизменных канонов красоты, идеалы меняются с движением истории. Поэтому явления современного искусства Дидро рассматривает не только как теоретик, но и как критик и пропагандист нового, насущного в идейной борьбе. К «Салону» 1765 года была приложена статья «Опыты о живописи», в которой особенно четко провозглашается демократическая позиция Дидро: «Искусство имеет своей задачей увековечить великое и прекрасное деяние, разоблачить мнимые добродетели, клеймить почитаемый порок и устрашать тиранов». С этой позиции художник и обращается к оценке современной ему живописи. Отсюда его враждебность к канонам классицизма, сложившимся в предшествующем, ХУП веке, идеологической сутью которого было прославление абсолютизма. Отсюда же его осуждение такого художника рококо, как Ф. Буше, в гедонистической, утонченной изнеженности живописи которого он видел воплощение аристократической безнравственности, разложения, порока, общественного зла.
Очень существен в эстетике Дидро пересмотр сложившейся иерархии жанров. Он решительно выдвигает на первый план пейзаж и жанровую картину. Его кумирами в современном искусстве становятся художники Ж. Берне, Ж.-Б. Шарден и Ж.-Б. Грез. Пейзажи Берне вызывают неизменное восхищение обозревателя Салонов, вдохновляя критика не только на аналитический разбор, но и на поэтический этюд, который является одним из лучших образцов художественной прозы Дидро.
При всем бунтарстве Дидро, конечно же, порождение французской культуры своего века, и его отличают обостренно тонкое восприятие формы, пластики, чувственное восприятие живописной стихии, но в оценке произведения применяет он новую шкалу ценностей, утверждая: «Нет такого произведения, которое существовало бы только для глаза или для слуха. Исключить из произведения его нравственную идею значит лишить его красоты». Высокий образец гармонического единства совершенной пластики и гуманистической идеологической значительности образа являл собой Шарден, снискавший горячую поддержку Дидро.
Теоретик и практик новой буржуазной драмы, в которой проступали черты нарождавшегося сентиментализма—его I эстетика была особенно близка мятежному третьему сословию, готовившему революцию,—Дидро находил очень близкие себе тенденции в живописи Греза. Кто, как не этот художник, отвечал призыву философа: «Над дверьми ателье должна быть надпись: «Здесь всякий несчастный найдет глаза, которые плачут».
При подчеркнутой злободневности эстетических и критических манифестов просветителей, их идеи были обращены в будущее, они сеяли зерна для завтрашней жатвы. Воздействие просветительской эстетики ощутимо на протяжении почти всего XIX столетия. Непосредственный отклик нашли взгляды Дидро в эстетике Гете. Исследователи отмечают влияние Дидро на труды немецкого теоретика романтизма Ф. Шлегеля. Как бы сложно ни складывались отношения романтиков с предшественниками, их идеологией, просветительство было неизбежной ступенью в дальнейшем развитии мысли.
Свои эстетические воззрения Дидро выражал не только в трактатах и блестящих по стилю и увлекательных для чтения эссе («Салоны»), но и в диалогах, романах («Племянник Рамо», посвященный проблемам театра). Этот синкретизм, слияние философского творчества с творчеством художественным, может быть, одна из причин того, что и сейчас его труды не отошли безраздельно во власть академической науки, но читаются, и читаются с интересом.