Похищение Прозерпины
Творчество Бернини по своему размаху сравнимо с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. После Микеланджело он был самым крупным скульптором и архитектором Италии и одним из главных творцов стиля барокко — последнего подлинно «большого стиля» в истории европейского искусства.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим, и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Современники скульптора были потрясены небывалой иллюзией жизненности и ощущением живой плоти, присущих его пластике, а также ее захватывающим динамизмом. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. В отличие от искусства Возрождения, земное и божественное в эпоху барокко разделяются, человек спускается с Олимпа, но кажется при этом управляемым высшими силами...
Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680)
Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по сравнению с Боргезе — покровительством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году становится папой Урбаном VIII. «Велико ваше счастье, о кавалер,— по преданию, сказал он скульптору,— увидеть кардинала Барберини папой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во время нашего понтификата». И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. В его искусстве находят законченное выражение идеи контрреформации, которые питали все европейское и особенно итальянское барокко. В них религиозность средневековья как бы переосмысливалась на светский лад, а подлинное величие было неотделимо от внешней помпезности. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII*), скульптурные портреты и монументы. В его лице совмещаются скульптор и архитектор, глава огромной мастерской, осуществляющей его проекты; живописец, театральный декоратор, автор и исполнитель комедий, наконец, широко образованный теоретик искусства. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Для решения многообразных задач, стоявших перед его искусством, Бернини как бы не хватало природных качеств материала и собственно скульптурных выразительных средств. Он делает мрамор послушным, как воск, заставляет его течь, изгибаться и таять, передавать нежность человеческой кожи и фактуру тканей; широко использует цветовые и световые эффекты. Живопись становится в его творчестве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектурного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконечность окружающего пространства. С наибольшей силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в предназначенной для римского собора св. Петра «Кафедре св. Петра» (1656—1665). Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, уравновешивающий и собирающий всю композицию.
Но все же к самым прославленным произведениям культовой пластики Бернини принадлежит гораздо более простая и скромная по размерам скульптурная группа «Экстаз св. Терезы», созданная по заказу кардинала Карнаро для римской церкви Санта Мария делла Виттория (1645—1647). Мистическое видение испанской монахини XVI века изображено скульптором с той же достоверностью, с которой оно описано в письмах. Из ниш церковной стены, как из театральных лож, на него «взирают» статуи членов семьи Карнаро.
Зритель видит и охваченную томлением св. Терезу, и торжествующего ангела с огненной стрелой, и облако, на котором они парят, и даже солнечный свет, материализованный в золотых лучах. С поразительным реализмом и психологической остротой Бернини передает состояние болезненно- чувственного религиозного экстаза и одновременно добивается ощу щения невесомости и ирреальности своих персонажей, чьи одежды как бы подхвачены порывом космического ветра.
Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов, в которых воплощена концепция барочного портрета. Ее главная особенность — парадоксальное сочетание мгновенного состояния модели, иллюзорного правдоподобия ее облика — и стоящего за всем этим ощущения вечности, вневременного величия. Кажется, что персонажи Бернини живут, дышат, разговаривают, жестикулируют, иногда даже «выходят» из своих обрамлений, и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шелк рубашек, материю плащей. Но все они проникнуты внеличностной энергией и приподняты над обыденной жизнью — даже относительно интимные изображения, вроде бюста возлюбленной скульптора Констанции Буо- нарелли, не говоря уже о таких парадных, похожих на торжественные оды произведениях, как портреты герцога Д'Эсте или Людовика XIV. Для «великого коро
ля», выражаясь словами Бернини, он создал два «великих произведения» — мраморный бюст, который кажется летящим на своем постаменте, и похожую на всплеск пламени конную статую Людовика.
Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». В своих прославленных архитектурных сооружениях - колоннаде собора св. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. При этом главной его задачей было не столько создание отдельных памятников, сколько организация городского пространства. Бернини мыслил категориями улиц и площадей, используя и архитектурные, и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки», и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
Жизненный путь Бернини почти совпал с хронологией самого «века барокко». На рубеже XVII и XVIII веков мощная энергия барочного стиля постепенно уступает место поверхностной риторике и мишурному блеску или трансформируется в декоративное изящество рококо.
На заметку: ремонт замков двери - на высочайшем уровне проведет компания Мult-servis, специализирующаяся на оказании слесарных услуг. Смотрите их сайт: www.mult-servis.ru, если вам нужен срочный ремонт металлических входных дверей. Установка или замена замка в двери будет сделана качественно и с гарантией.